чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не
только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство
для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на
карантине.
– Как организовать жизнь дошкольника в
условиях самоизоляции на дому?
– Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность:
как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для
ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка
недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и
ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет.
Доступность – это один из критериев качества, и это действительно очень важно.
Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в
квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше
ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою
комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором
он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко
реагировать на собственное состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не
могли бы вы разговаривать немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим
его усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной
скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может
спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и
диванных подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и
возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для
игры) – это минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно
и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
– Чем можно заняться с ребенком дома?
– Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту
положено – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые
онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться в
детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и
приятно.
. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль,
плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению,
игре, придумыванию, фантазированию.
Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной.
Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы,
кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и
получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки,
строят пещерки…
Не забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это
развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или
какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций,
здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать
что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку
просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это воображение.
Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации:
постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж
из старых журналов и творческие поделки.
Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у
дошкольников в некотором дефиците. И это
отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если
у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать
ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает
или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним
истории.
Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. И опять
же, с кубиками можно придумать большое количество игр.
– Как быть с физическими активностями,
если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?
– Для дошкольника движение – это принципиально значимое
времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку.
Например, вы воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их
движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход:
маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается
крупно моторными движениями.
Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать
крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете
танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с
помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…
Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Можно попробовать реализовать с ребенком целостный проект. Например, не
просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или
построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки,
и кто в этом городе может жить.
Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты,
соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать
рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста
(крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей,
им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.
По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету "Как мы
провели карантин". Потом ребенок может это принести с детский сад. чтобы
всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь
ребенка.
– Какой должен быть режим дня дома на
самоизоляции?
– Режим влияет на
эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший,
перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того
режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов
подъем. Я понимаю, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые
элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку
в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит
приложить.Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться
Комментариев нет:
Отправить комментарий