Консультация
для родителей
«Воспитание сказкой, или сказочное воспитание»
«Через сказку,
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу
ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти
истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский.
Уважаемые родители, кто из вас не любил сказку в детстве? Трудно представить
ваше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь
ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и
остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для
развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром
человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает
первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо,
закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать,
что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных
моментов. Вы, родители, часто недооцениваете развивающую и воспитательную роль
сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.
Для тех родителей,
которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой,
скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие,
доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у
ребенка лишь отрицательные эмоции.
Вы хорошо знаете,
что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и
смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко
чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не
просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и
развивать в нем определенные качества.
Для успешного
решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки
надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе
с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности,
доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.
Задания, вопросы к
сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном
опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы
общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку.
Таким образом, между вами и ребенком возникает более тесный диалог, который и
сближает вас, и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в
этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения
творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра,
справедливости, любви.
В сказках вы,
родители, сможете найти материал, который поможет вашим детям стать увереннее,
терпеливее, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость
и многообразие мира, ведь сказки — пища для подсознания. Слова забываются —
ощущения остаются.
И это не просто
ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом
поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка
равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего,
переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
♦ Волю —
сложное и многогранное качество личности.
♦ Веру в
себя — умение противостоять неудачам.
♦ Смелость
— самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических
ситуациях.
♦ Трудолюбие
— нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
♦ Настойчивость
— терпение и выдержку при достижении цели.
♦ Обязательность
— умение держать слово.
♦ Оптимизм
— веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
♦ Целеустремленность
— умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
♦ Доброту и
честность.
Сказка преподает
урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без
скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек
поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:
• умение
слушать;
• умение
познавать;
• умение
сравнивать, сопоставлять;
• умение
мыслить словами;
• связную
речь;
• интерес к
учебе;
• мышление;
• внимание;
• память;
• воображение;
• мимику
лица и жесты;
• эстетические
чувства;
• чувство
юмора.
Но такой эффект
возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте
сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Для этого мы более
подробно остановимся на вопросе — какие сказки и в каком возрасте читать.
Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться
способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к
2—3 годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Поскольку фантазия
ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора и ее легко направить как в
положительное, так и в отрицательное для развития малыша русло, важно начать
чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в
результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе,
в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом,
куда вы, родители, и ребенок можете внести собственные изменения по ходу
действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в
возрасте от 2 до 5 лет главное, чтобы сказка имела смысл для ребенка, а не сама
по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и
ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения
осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки,
сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность,
развивает интеллект и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и
эмоции. То есть это произведение должно задевать все стороны личности ребенка:
мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает
искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о
том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Вы должны знать,
какую сказку стоит читать малышу и в какое время. Важно
учитывать не только возраст чада, но и его эмоциональный настрой в данный
момент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий