вторник, 28 мая 2024 г.

 

Здоровьесберегающие технологии в семье

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни семьи, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Сберечь и приумножить здоровье ребенка призвана семья, которая является базовой ступенью формирования культуры здоровья. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека зависит от стиля жизни и определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.

Здоровый образ жизни характеризуется благоприятным социальным окружением, духовно-нравственным благополучием, оптимальным двигательным режимом (культура движений), отказом от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ), положительными эмоциями, закаливанием организма, рациональным питанием, личной гигиеной. Здоровьесберегающие технологии семьи – это:

·         1) создание социально-психологических условий в семье: отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи;

·         2) рациональная организация режима дня в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями, гигиеническими требованиями;

·         3) создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

·         4) соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

·         5) необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

·         6) учет особенностей возрастного развития детей и разработка педагогических стратегий, соответствующих особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности определенной возрастной группы младших членов семьи;

·         7) использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленной на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Под здоровьесберегающими технологиями семьи понимаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех членов семьи (прародители, родители, дети, родственники).

Компоненты здоровьесберегающих технологий включают несколько функций: формирующая, диагностическая, адаптивная, информативно-коммуникативная, рефлексивная. Основные направления функций здоровьесберегающих технологий семьи:

·         1) формирующая функция осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности, наследственности, социальных факторов, обстановки в семье, установки на сбережение и укрепление здоровья;

·         2) диагностическая заключается в мониторинге развития как детей, так и взрослых членов семьи на основе социально-медицинского контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий родителей в соответствии с природными возможностями ребенка;

·         3) адаптивная направлена на формирование здорового образа жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды;

·         4) информативно-коммуникативная обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни семьи, преемственность семейных традиций, ценностных ориентации поколений семьи, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

·         5) рефлексивная заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

·         6) интегративная объединяет опыт нескольких поколений семьи, различные семейные мифы и легенды, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Основные типы здоровьесберегающих технологий семьи: оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни и последствиях вредных привычек); здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); воспитание культуры здоровья (беседы по развитию личности, участие в городских социокультурных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии семьи классифицируются по характеру и направлению деятельности семьи. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационнообучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

Как известно, все здоровьесберегающее пространство семьи адаптируются самой семьей. Впервые ребенок соприкасается с ценностями физической культуры в младенчестве, когда родители (чаще – мама) выполняют необходимые для полноценного психофизического развития ребенка физические упражнения. По мере взросления ребенка продолжает активно использовать разнообразные физические упражнения, игры, постепенно осваивая общечеловеческие ценности.

Ситуация с внедрением здоровьесберегающих технологий в семье в нашей стране весьма тревожная. Серия социологических исследований, проведенных в начале XXI в. и посвященных изучению отношения родителей к физическому воспитанию и здоровому образа жизни в общей системе семейного воспитания и организации здоровьесберегающих технологий, выявила крайне низкую активность родителей в этом плане. Согласно данным самих родителей, лишь 48% из них занимаются с детьми простыми и доступными формами физического воспитания – утренней зарядкой и играми. В то же время теоретически все родители понимают важность и необходимость занятий подобного рода. Как правило, активно проводить время с ребенком родители могут в выходные и праздничные дни, занимаясь играми и совместными прогулками. Вместе с тем около 25% детей не имеют даже такой возможности из-за занятости родителей.

Только в семье возможно использование широкого и многообразного диапазона различных здоровьесберегающих технологий. Они позволяют с самого раннего возраста, – благодаря организации активного творческого отдыха, развлечениям, включению детей в игру, соревнованиям, общению с родителями, – оказать целостное гуманистическое воздействие на личность детей и постепенно содействовать формированию у них гуманистически ориентированного здорового образа и стиля жизни.

Совершенно очевидно, что накопленный опыт внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий и здоровьесберегающих технологий семьи требует обобщения, детального анализа, соединения усилий государства, социальных институтов, общественности по формированию здоровой семьи. И самое главное – у самой семьи и у каждого человека осознанной потребности в здоровой семье.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Консультация                                                для родителей: «Витамины осенью» ВИТАМИНЫ ОСЕНЬЮ . Роль  витаминов  для здоров...