Здоровьесберегающие
технологии в семье
Здоровье детей
зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной
и гигиенической культуры условий жизни семьи, уровня развития здравоохранения и
образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Охрану
здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным
трудом.
Сберечь и приумножить
здоровье ребенка призвана семья, которая является базовой ступенью формирования
культуры здоровья. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов.
Здоровье человека зависит
от стиля жизни и определяется социально-экономическими факторами,
историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями,
личностными наклонностями.
Здоровый образ жизни характеризуется
благоприятным социальным окружением, духовно-нравственным благополучием,
оптимальным двигательным режимом (культура движений), отказом от вредных
пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических
веществ), положительными эмоциями, закаливанием организма, рациональным
питанием, личной гигиеной. Здоровьесберегающие
технологии семьи – это:
·
1) создание социально-психологических условий в семье:
отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании подрастающих
детей со стороны взрослых членов семьи;
·
2) рациональная организация режима дня в соответствии
с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями, гигиеническими
требованиями;
·
3) создание благоприятного
эмоционально-психологического климата;
·
4) соответствие физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;
·
5) необходимый, достаточный и рационально
организованный двигательный режим;
·
6) учет особенностей возрастного развития детей и
разработка педагогических стратегий, соответствующих особенностям памяти, мышления,
работоспособности, активности определенной возрастной группы младших членов
семьи;
·
7) использование разнообразных видов
здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленной на сохранение и
повышение резервов здоровья, работоспособности.
Под здоровьесберегающими
технологиями семьи понимаются максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех членов семьи (прародители, родители,
дети, родственники).
Компоненты
здоровьесберегающих технологий включают несколько функций:
формирующая, диагностическая, адаптивная, информативно-коммуникативная,
рефлексивная. Основные направления функций здоровьесберегающих технологий
семьи:
·
1) формирующая функция осуществляется
на основе биологических и социальных закономерностей становления личности,
наследственности, социальных факторов, обстановки в семье, установки на
сбережение и укрепление здоровья;
·
2) диагностическая заключается в
мониторинге развития как детей, так и взрослых членов семьи на основе
социально-медицинского контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность действий родителей в соответствии с природными возможностями
ребенка;
·
3) адаптивная направлена на
формирование здорового образа жизни, оптимизацию состояния собственного
организма и повышение устойчивости к различного рода стрессогенным факторам
природной и социальной среды;
·
4) информативно-коммуникативная обеспечивает
трансляцию опыта ведения здорового образа жизни семьи, преемственность семейных
традиций, ценностных ориентации поколений семьи, формирующих бережное отношение
к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
·
5) рефлексивная заключается в
переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении
здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с
перспективами;
·
6) интегративная объединяет опыт
нескольких поколений семьи, различные семейные мифы и легенды, направляя их по
пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Основные типы здоровьесберегающих
технологий семьи: оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия,
ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового
образа жизни и последствиях вредных привычек); здоровьесберегающие
(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,
организация здорового питания); воспитание культуры здоровья (беседы по
развитию личности, участие в городских социокультурных мероприятиях,
фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и т.д.).
Здоровьесберегающие
технологии семьи классифицируются по характеру и направлению
деятельности семьи. По характеру деятельности здоровьесберегающие
технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные
(интегрированные). По направлению деятельности среди частных
здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики
заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;
санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационнообучающие и воспитательные); социальные (технологии организации
здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного
поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции
психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим
технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний,
коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и
валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью;
технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Как известно, все здоровьесберегающее пространство семьи
адаптируются самой семьей. Впервые ребенок соприкасается с ценностями
физической культуры в младенчестве, когда родители (чаще – мама) выполняют
необходимые для полноценного психофизического развития ребенка физические
упражнения. По мере взросления ребенка продолжает активно использовать
разнообразные физические упражнения, игры, постепенно осваивая общечеловеческие
ценности.
Ситуация с внедрением
здоровьесберегающих технологий в семье в нашей стране весьма тревожная. Серия
социологических исследований, проведенных в начале XXI в. и посвященных
изучению отношения родителей к физическому воспитанию и здоровому образа жизни
в общей системе семейного воспитания и организации здоровьесберегающих
технологий, выявила крайне низкую активность родителей в этом плане. Согласно
данным самих родителей, лишь 48% из них занимаются с детьми простыми и
доступными формами физического воспитания – утренней зарядкой и играми. В то же
время теоретически все родители понимают важность и необходимость занятий
подобного рода. Как правило, активно проводить время с ребенком родители могут
в выходные и праздничные дни, занимаясь играми и совместными прогулками. Вместе
с тем около 25% детей не имеют даже такой возможности из-за занятости
родителей.
Только в семье
возможно использование широкого и многообразного диапазона различных
здоровьесберегающих технологий. Они позволяют с самого раннего возраста, –
благодаря организации активного творческого отдыха, развлечениям, включению
детей в игру, соревнованиям, общению с родителями, – оказать целостное
гуманистическое воздействие на личность детей и постепенно содействовать
формированию у них гуманистически ориентированного здорового образа и стиля
жизни.
Совершенно очевидно,
что накопленный опыт внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий и
здоровьесберегающих технологий семьи требует обобщения, детального анализа,
соединения усилий государства, социальных институтов, общественности по формированию
здоровой семьи. И самое главное – у самой семьи и у каждого человека осознанной
потребности в здоровой семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий